?

Log in

No account? Create an account

Относительно лёгкий способ определить качество кириллицы в шрифте

« previous entry | next entry »
Feb. 22nd, 2014 | 08:07 pm

cyr_quality_00_alphabet

На мысль написать этот пост меня натолкнуло письмо с вопросом «а что ты скажешь про шрифт NNN, хороший?»

Несмотря на то, что предыдущий пост из жанра «объяснить на пальцах» вызвал не самую однозначную реакцию, я по-прежнему считаю, что такие объяснения нужны и полезны. Однако на всякий случай заранее предупреждаю, что описанный ниже способ не гарантирует стопроцентного результата, результат всё равно зависит от насмотренности, начитанности и т.п., и если вы видите в моём способе неточности и вообще можете легко без него обойтись, то и не мучайтесь :)


Во-первых, кому и зачем.
Если вы графический дизайнер и вдруг внезапно вам понадобился новый текстовый шрифт, а за новостями и дискуссиями на эту тему вы не особенно следите.
Если вы рисуете шрифты, но не разбираетесь в кириллице (да, я надеюсь перевести этот текст).
Если вы рисуете шрифты, думаете, что разбираетесь в кириллице и хотите проверить себя.
То
в том поле, где отображаются знаки шрифта и куда можно вбить свой текст
(например, на майфонтсе — вот так оно выглядит)

наберите комбинацию
БДабвджклмфя
(если хотите, можно ещё добавить з, э)
и внимательно смотрите на результат.

Вот, например, скриншоты примерно со второй страницы поиска по тэгу Cyrillic:




Куда смотреть?

1. На рисунок отдельных знаков.
(примечание: чем больше вопросительных знаков, тем хуже, но всё-таки, возможно, немножко лучше, чем зачёркнутый вариант)
форма хвоста б:


и далее (большие горизонтальные картинки я делила пополам):
cyr_quality_02_b

cyr_quality_03_d

cyr_quality_04_d

cyr_quality_05_zh_k

cyr_quality_06_zh_k

cyr_quality_07_z_e

cyr_quality_08_l

cyr_quality_09_l

cyr_quality_10_m

cyr_quality_11_f

cyr_quality_12_ya

cyr_quality_13_italic

2. На ширину знаков.
Она должна выглядеть более-менее равномерной, не должно быть (в текстовом шрифте) явного дисбаланса по ширине.


сбалансированная ширина


сбалансированная ширина


несбалансированная ширина

3. На расстояния между знаками и общий баланс строки.

На этой (случайно попавшейся мне на глаза) картинке видно, насколько строка, сделанная носителем языка, ровнее строк, сделанных не-носителями (смотрите на сочетания вд, кл, например). Хотя, возможно, это и не так очевидно, как если бы один или два из этих шрифтов были откровенно кривыми...

P. S. Ну что, кто кинулся проверять свои шрифты? :)

Link | Leave a comment | Share

Comments {45}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Alyona Evlakhovich – Photo & Illustration

(no subject)

from: evlena
date: Feb. 22nd, 2014 04:38 pm (UTC)
Link

ОЧЕНЬ интересно! Спасибо за такой подробный отчёт!

Reply | Thread

Alexandra Korolkova

(no subject)

from: leksandra
date: Feb. 22nd, 2014 05:12 pm (UTC)
Link

Пожалуйста! :)

Reply | Parent | Thread

Сергей Рассказов

(no subject)

from: rasskazov
date: Feb. 22nd, 2014 04:42 pm (UTC)
Link

Просто об очевидном. Здорово, что наконец-то кто-то это зафиксировал и собрал в одном посте. Спасибо.

Reply | Thread

Alexandra Korolkova

(no subject)

from: leksandra
date: Feb. 22nd, 2014 05:12 pm (UTC)
Link

На здоровье)

Reply | Parent | Thread

Алина Векшина

(no subject)

from: kroshka_mue
date: Feb. 22nd, 2014 04:55 pm (UTC)
Link

Стало понятней ;) Я обычно смотрю на строку и вижу, что мне в ней что-то не нравится. Но я не набирала именно такой состав знаков, где сразу виднее всего проблемы.

На последней картинке в середине шрифт NNN?

Reply | Thread

Alexandra Korolkova

(no subject)

from: leksandra
date: Feb. 22nd, 2014 05:11 pm (UTC)
Link

Ага :)

Reply | Parent | Thread | Expand

Юрий Гордон

(no subject)

from: yurigordon
date: Feb. 22nd, 2014 06:22 pm (UTC)
Link

Саша, далеко не всё так однозначно.
Многие из показанных как плохие форм вполне легитимны.
А некоторые — исторические.
Кроме того, бывают случаи, когда плохике формы лучше хороших )

Reply | Thread

Alexandra Korolkova

(no subject)

from: leksandra
date: Feb. 22nd, 2014 06:46 pm (UTC)
Link

Так я же в самом начале написала, что не всё так однозначно)

Однако если всё-таки говорить о среднестатистическом текстовом шрифте, то такая инструкция гораздо полезнее, чем её отсутствие. Особенно для человека, который сам пока не может разобраться, где историческая форма и в каком случае плохая форма будет работать лучше хорошей.

Reply | Parent | Thread | Expand

Игорь Бахтин

(no subject)

from: bahtin
date: Feb. 22nd, 2014 07:21 pm (UTC)
Link

Это какой шрифт использован в качестве примера?

Reply | Thread

Alexandra Korolkova

(no subject)

from: leksandra
date: Feb. 22nd, 2014 07:53 pm (UTC)
Link

ALS Bingley Лены Новосёловой.

Reply | Parent | Thread

vvura

(no subject)

from: vvura
date: Feb. 22nd, 2014 10:07 pm (UTC)
Link

Спасибо, Саша!
А как объяснить, что не стоит делать курсивную д как g? Кроме ммм странно... Или все-таки можно?
речь о правильном текстовом шрифте)

Reply | Thread

viktor_kharyk

(no subject)

from: viktor_kharyk
date: Feb. 22nd, 2014 11:16 pm (UTC)
Link

проблема в том, что "правильный" - это неправильный термин :) целесообразней использовать "целесообразный" - тогда и проблема выбора графемы каждой конкретной буквы легче решится

Reply | Parent | Thread | Expand

viktor_kharyk

(no subject)

from: viktor_kharyk
date: Feb. 22nd, 2014 11:13 pm (UTC)
Link

не, не кинулся - всегда сразу по ходу каждую букву сразу с полуапрошами среди уже сделанных - это важно не только для кириллицы - необходимость выравнять апроши может даже повлиять (и сильно влияла в доцифровую, докернинговую эпоху) на форму самих букв. Всё правильно, Саша, толково и по делу. Я бы ещё добавил что особенно текстовой шрифт имеет смысл начинать делать со строчных - они хлеб, боди и т. п. С прописными можно даже потом выпендриться.

Reply | Thread

qwerrie

(no subject)

from: radiox
date: Feb. 23rd, 2014 03:20 pm (UTC)
Link

отличная памятка! чтобы не повторять по сто раз,-- будет куда отсылать спрашивающих.

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Feb. 23rd, 2014 05:24 pm (UTC)
Link

Обосновать? А то какое-то бессмысленное вуду в стиле "я так вижу". Не говоря, что все шрифты выведены в говномака, то есть для экранных уже менее пригодны, чем виндовые.

Reply | Thread

Антон Мизинов

(no subject)

from: quillcraft
date: Feb. 24th, 2014 07:52 am (UTC)
Link

Молодчина! Давно испытываю потребность в чём-то подобном. 8)

Reply | Thread

alioshasemionov

(no subject)

from: alioshasemionov
date: Feb. 24th, 2014 08:07 am (UTC)
Link

Шикарно!
Правда, пока читал, вспоминал 21 цент и Антиквази и думал, что ЮГ с очень многим тут поспорил бы. А потом долистал до комментариев :-)
И всё же, мне кажется, что за основу нужно брать Ваши правила, Александра, а вкусности добавлять по мере приобретения опыта.

Reply | Thread

Вера

(no subject)

from: modalu
date: Feb. 24th, 2014 11:03 pm (UTC)
Link

очень интересно, спасибо!

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Feb. 27th, 2014 09:27 pm (UTC)
Link

Очень полезный пост, спасибо!
Хотелось бы увидеть несколько примеров "хорошей" кириллицы, по вашему мнению. Всё хорошо в сравнении как-никак)
Да и вообще интересно мнение.

Reply | Thread

Lee_Harvey_Oslik

(no subject)

from: leeharveyoslik
date: Mar. 6th, 2014 02:02 pm (UTC)
Link

спасибо за наглядное объяснение, почему я не смог бы стать графическим дизайнером. :)

Reply | Thread

(no subject)

from: anonymous
date: Apr. 8th, 2014 10:21 am (UTC)
Link

Very interesting and useful article for us type designer from the west. If you translate the text in the images (or simply retype as google translate can do it) it would be extremely useful! :)
Thank you for taking your time to write this.

Reply | Thread

Alexandra Korolkova

(no subject)

from: leksandra
date: Apr. 8th, 2014 12:45 pm (UTC)
Link

Thank you) I'm going to do that, as soon as possible...

Reply | Parent | Thread