Alexandra Korolkova (leksandra) wrote,
Alexandra Korolkova
leksandra

Category:

Нет предела совершенству

Самым первым комментарием к прошлой записи был вопрос, неужели детали вот с этой картинки



на что-то влияют, или это просто дизайнеры сговорились?

Вопрос вызвал несколько откликов (если бы не он — похоже, что осталась бы запись вообще без комментариев), и мне кажется, что есть смысл продолжить дискуссию в другом месте. То есть вот здесь.


Своё мнение по поводу того, на что влияют мелкие детали и когда стоит о них думать, я бы разделила на две части.

Часть 1. О качестве шрифта и количестве затраченных усилий

Я на «Серебре набора» в прошлом году говорила о том, что в восприятии шрифта можно выделить общий, средний и крупный планы.



Что же происходит при создании нового шрифта?

Если за него берётся не совсем чайник, то сначала принимаются решения общего плана:
- шрифт для текста или для привлечения внимания? (предположим, мы решили, что для текста)
- узкий или широкий?
- крупный или мелкий? (я высоту строчных относительно прописных имею в виду)
- выносные элементы длинные или короткие?
- пожирнее или посветлее?
- набор плотный или свободный?
- равноширинный или разноширинный?
- с засечками или без засечек?
- контрастный или неконтрастный?

После принятия таких решений (особенно если они принимаются не от балды, а осознанно, в зависимости от задачи) можно сказать, что шрифт достаточной функциональности уже у нас в кармане — осталось только его нарисовать :)

Дальше получается примерно такая картина:



То есть чем больше усилий автор затратит на шрифт, тем шрифт лучше, но прогресс будет всё менее и менее заметен. Если конкретизировать, то как-то так:



Исходя из такого представления о вопросе, понятно, почему одному дизайнеру (при прочих равных) надо на шрифт несколько лет, другому несколько недель, а третьему несколько месяцев. Прочих равных, конечно, не бывает и не будет, но в упрощённом виде как-то так.

То есть полностью функциональный шрифт можно сделать без каких-либо «вкусных» деталей и важных стилистических решений (при достаточной квалификации дизайнера) очень быстро. Если это «сферический конь в вакууме», то есть если подобного шрифта под рукой нет, а он очень нужен — то это, возможно, самое правильное решение.

Часть 2. Детали

При взгляде вот на эту картинку любой, даже самый далёкий от типографики и шрифта человек увидит разницу между двумя почерками, хотя оба они — прямые и с засечками.





В принципе, это два исторически крайних случая применительно к характеру шрифта.
Если рассматривать детали, то в латинице эти различия объяснены десятки раз: ось овалов, примыкание тонкого штриха к вертикали, пропорции, симметричность-асимметричность, характер засечек и т.п.



Но что же в кириллице? (Это важно не только при переводе, но и при проектировании оригинального шрифта). С буквами, повторяющими латиницу или очевидно ей соответствующими, всё довольно очевидно, но таких букв у нас не так много: в строчном алфавите я насчитала их 12 против 21 неочевидной.



Давайте для наглядности рассмотрим очевидные буквы р и с и неочевидные и и ь.



Букву и я выбрала за то, что количество её засечек довольно заметным образом влияет на динамику шрифта. Крайние случаи: если мы пишем ширококонечным пером, то удобнее всего так, а если остроконечным — то вот так.



Мягкий знак (а также в, з, ъ, ы, я) характерен своим полуовалом, которого нет в латинице и на подходе к которому обычно всем уже лень. Поэтому в среднестатистическом кириллическом шрифте он выглядит как-то так:



Стоит ли говорить, что, если в шрифте всё-таки есть некоторая динамика, симметричный относительно горизонтальной оси полуовал там не слишком-то уместен?



А ведь ещё есть наклон и форма левой части в д и л, форма ветвей к и ж, длина свисающих элементов д, ц, щ, форма кратки над й и другие вещи, которые многие нелюбители кириллицы находят скучными и некрасивыми. И всё это, собравшись вместе, изрядно влияет на характер шрифта, на то, как выглядит набор и какое впечатление производит текст. Но на полях этой рукописи осталось слишком мало места ;)
Tags: teaching, typedesign, буквы, мелочи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments