Alexandra Korolkova (leksandra) wrote,
Alexandra Korolkova
leksandra

Category:

Из переписки в фейсбуке, или Диалог о засечках

Я терпеть не могу писать тексты. В том числе письма :)
Но надо.
Но терпеть не могу.
Какое-то время назад поняла, что самый нераздражающий меня формат текстописания (или переписки) — это, простите, переписка в чате. Пытаюсь делать из этого выводы и извлекать пользу...

Поэтому вот — публикую минимально отредактированный и отформатированный диалог о проектировании шрифта, в частности, о засечках.
Хоть какая-то, хоть субъективная, но теория :)
Картинка не моя, картинку собирал мой собеседник.

proportions-sm
(под катом будет в полный размер)

(диалог начинался с картинки с буквами)
…и форма засечек дежурная.
В 10–12 кегле на самом деле никто не увидит деталей, но на набор они повлияют.
Надо искать какие-то мелкие фенечки.
Смотрите: у Марата и Новел более однозначные засечки, у Альды более сложные — нам, наверное, нужны более сложные, потому что куда деваться в кириллице?
Хоть засечки пусть будут характерные)


proportions

И ещё — тоже про засечки: несмотря на относительно симметричную о, шрифты всё-таки довольно живые и не должны тупо стоять на месте.
Поэтому было бы, мне кажется, полезно попробовать сделать засечки несимметричными не только по форме, но и по длине.
Понимаете, зачем?

— Ну, динамики придаст.

— И характерности — в буквах, состоящих из одних палок)
Плюс больше свобода манёвра.
Захотим — в каком-то месте можно вообще отрезать ползасечки, и никто не удивится)
«Это всё мелочи, мелочи, но в нашем деле, Ватсон, нет мелочей».

— Просто мне наоборот казалось, что это синдром новичка — делать всё-всё особенным.

— Смотря что и смотря насколько)
Синдром новичка — в каждом знаке выпендриваться.
Ну вот, а тут-то не стоит задача выпендриться.
Есть шрифты, в которых и надо нарисовать «обычные засечки», шрифты, которые и так хорошо лягут на кириллицу.

— Например какие?

— Те, в основе которых лежит петровская и послепетровская антиква и её современники — конец 17 века и позже, в общем.
Шотландская антиква или там Баскервиль — и можно вообще не париться по поводу засечек, всё и так будет довольно естественно смотреться.
А шрифты, основа которых заложена до конца 17 века, особенно шрифты, в основе которых ширококонечное перо — требуют от нас дополнительных усилий.
Потому что кириллическая основа, скелет, традиционно заточена под другое.
И если мы просто уменьшим контраст в прямоугольных знаках и ничего больше не сделаем — то и получим просто шрифт с уменьшенным контрастом. И будет у нас часть знаков от пера, а часть знаков от забора.
Многие (из наших шрифтовых дизайнеров) к этому привыкли и не замечают, а потом жалуются на кириллицу.

В общем, наша первая задача — стилистическое единство.
Вторая задача — тоже особенно важная для кириллицы — баланс в наборе: и по формам (см. выше), и по апрошам, и по масштабу.
Буква в всегда будет выглядеть мельче, чем р.
А у нас таких букв — поделенных пополам — довольно много.
Tags: teaching, texts, typedesign, мелочи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments