Alexandra Korolkova (leksandra) wrote,
Alexandra Korolkova
leksandra

Categories:

Люди, которые заказывают леттеринг



Как известно, я периодически занимаюсь рисованием надписей. Дело это приятное и гораздо более быстрое, чем рисование шрифтов ;) так что хочу написать о некоторых закономерностях, которые выявились в процессе.

Важно: леттеринг может быть частью работы над логотипом, но эти понятия совершенно не совпадающие, чуть ниже я ещё буду об этом писать.
Ещё важно: этот пост о цифровых надписях, рукодельные надписи — это совершенно другая история.


Прежде чем написать о людях, немного о самом леттеринге: о двух, на мой взгляд, основных составляющих, отношение к которым и делит заказчиков на группы.
а. Техническая составляющая — то, что знает и умеет шрифтовой дизайнер. От представления о композиции до экстремумов на кривых Безье, включая историю, теорию и способность как-то утрясти латиницу и кириллицу (и другие графические основы для тех, кто ими владеет). Т.е. некая уже наработанная база, которая не меняется от надписи к надписи, зависит от личности дизайнера и от его профессиональных качеств.
б. Эмоциональная составляющая — то, что определяет характер надписи и её воздействие на зрителя, возникающие ассоциации и т.п. Грубо говоря, леттеринг как рисование надписи (то, что предлагает в качестве услуги Letterwork, например) отличается от логотипа (представленного технически той же надписью) именно тем, кто определяет и разрабатывает эмоциональную составляющую надписи— исполнитель или заказчик.

Это для меня и является главным признаком при классификации заказчиков леттеринга. Есть ещё некоторые признаки, но они, как правило, только оттеняют и дополняют этот первый.
Пока что мне удалось выделить три типажа. Они, естественно, могут пересекаться, и каждый случай индивидуален, но основные закономерности в общении и работе прослеживаются.
(пишу в мужском роде, но это обусловлено исключительно мужским родом слова «заказчик»)

1. «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен». Заказчик-коллега
Чаще всего это действительно коллега, т.е. другой дизайнер или дизайн-студия, которой нецелесообразно иметь шрифтового дизайнера в штате. Предельно чётко знает, чего хочет, часто у него уже есть почти готовый логотип/надпись/эскиз/набор подходящим шрифтом, который надо только довести до ума. Либо описывает задачу на словах, но тоже чётко и однозначно. Результат принимает или сразу, или делает несколько замечаний строго по делу. Ему можно показывать карандашные эскизы и почеркушки, не боясь непонимания. В общении обычно крайне прост, краток и деловит, часто со второго письма переходит на «ты».
Заказчику-коллеге от меня (или другого шрифтового дизайнера) нужна именно техническая составляющая надписи. Эмоциональную он (десять раз спасибо за это!) уже придумал и утвердил с клиентом сам. Поэтому работа с таким заказчиком занимает меньше всего времени (грубо говоря — надпись за вечер) и стоит меньше всего денег ;) т.к. нервотрёпка отсутствует полностью и работать с заказчиком-коллегой просто и приятно.
(пример работы с заказчиком-коллегой — картинка сверху поста)

2. «Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты». Заказчик-романтик
Определение не совсем точное, но среди этого типа заказчиков довольно часто встречаются люди, которые пишут длинные проникновенные письма или ведут долгие проникновенные разговоры по телефону. Заказчик-романтик искренне интересуется своим делом и в частности относящимся к этому делу дизайном. Он вообще склонен уважать специалистов, особенно в тех областях, где сам специалистом [пока] не является, а, как правило, дизайнерского образования у него нет. Поэтому иногда он романтизирует рисование букв, так что становится даже немного неловко ;)
Заказчик-романтик обычно хорошо представляет себе эмоциональную составляющую надписи, но не всегда может чётко это выразить. В лучшем случае он находит похожие по духу примеры, в худшем объясняет, как может, на словах. Поэтому чаще всего нужно больше одного эскиза, и эскизы должны быть несколько более проработанными, чем просто карандашный набросок; иногда после реализации того, что было объяснено на словах, оказывается, что нужно не совсем то, но это сопровождается искренними извинениями и новой порцией объяснений/картинок.
Работать с заказчиком-романтиком приятно, но иногда чуть-чуть утомительно (когда оказывается, что он не совсем того хотел). В зависимости от чёткости постановки задачи и количества метаний в процессе стоимость работы, как правило, больше, чем в случае работы с заказчиком-коллегой, но меньше, чем заказать в дизайн-студии логотип.
(о работе с одним замечательным заказчиком-романтиком скоро будет пост)

3. «А можно всех посмотреть?» Заказчик-заказчик
Это такой нормальный, классический заказчик. Строго говоря, он хочет брендинга, а не леттеринга, но если уж он пришёл ко мне и если задача интересная, то приходится выкручиваться.
У такого заказчика есть бриф, ценности бренда, ТЗ на две страницы, согласования (вот заказчика с фокус-группами разве что ещё не было) — в общем, всё, как положено. Представление о надписи он имеет на уровне брифа и ценностей, так что практически всё приходится придумывать самостоятельно и выражать в виде весьма проработанных эскизов. Числом от трёх до семи штук.
Спросить с такого заказчика денег я стараюсь пропорционально затрачиваемым нервам, и хотелось бы мне знать, сколько ж на самом деле стоит логотип... :)
Tags: info, texts, буквы, надписи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments